Мода, стиль, семья, здоровье, красота » Главное о выставке «Дагеротип, автохром, поляроид. 1/1» в Пушкинском

Сударыня.ру - одежда, стиль, модели, дизайнеры, модельеры, модные показы, недели моды, коллекции одежды. Новости мира моды, красоты и светской хроники.

Главное о выставке «Дагеротип, автохром, поляроид. 1/1» в Пушкинском

 


19 ноября Пушкинский музей открывает новую выставку в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков — «Дагеротип, автохром, поляроид. 1/1», отмечая тем самым 180 лет создания фотографии. По этому случаю в залах собрано 115 работ, существующих в единственном экземпляре, — из музеев Франции, Австрии и России. Vogue посмотрел экспозицию в финале монтажа и пообщался с ее куратором, заведующей отделом искусства фотографии ГМИИ им. А. С. Пушкина Ольгой Аверьяновой — о выбранных технологиях, жанрах, проходящих сквозь время, и «шпаргалках», которыми пользовался модный фотограф Хельмут Ньютон.

SXP-70 Gang. Без названия, 1980. Polaroid SX-70, триптих. Коллекция Остлихт, Вена

SXP-70 Gang. Без названия, 1980. Polaroid SX-70, триптих. Коллекция Остлихт, Вена

Днем изобретения фотографии считается 19 августа 1839 года: во Франции, на заседании Академии наук, обнародовали доклад о технологии, изобретенной Луи Жаком Манде Дагером и названной его именем. «В этом году отмечается действительно важная для нас дата, — подчеркивает Ольга, — для других великих жанров искусства 180 лет, можно сказать, незаметный период». Не желая создавать «справочник по фотографии» или выставку академическую, в Пушкинском музее объединили три первые в своем роде технологии: дагеротипию — с нее все началось, — плюс запатентованный в 1903 году братьями Люмьер автохром (как первый цветной процесс фотопечати) и появившиеся в 1947 году поляроидные отпечатки, пионеры мгновенных изображений. Эти смыслы тоже вложены в цифры «1/1» в названии выставки, основное их значение — тираж, единственный.

Антонен Персонна. Без названия, 1907–1936. Автохром. Французское фотографическое общество, Париж

Антонен Персонна. Без названия, 1907–1936. Автохром. Французское фотографическое общество, Париж

«Фотография всегда пробивалась в искусство, но недооценивалась, потому что была адски реалистична и детальна, художественному взгляду будто бы не оставалось места, — объясняет Ольга Аверьянова. — Ее ругали и за то, что она механическая: нажал кнопку, и получилось изображение, — и за копийность. Но ведь есть исключения из правил, подумала я, и в них самое главное. Мы взяли несколько технологий, которые априори не были копийными». Отбирать вещи, фрагменты фотографического мира за 180 лет, по словам куратора, было сложно: «Почему одно взять, а другое нет? Тогда пришла в голову идея: это как инстаграм, только за 180 лет». В результате основные мотивы и жанры фотографии перемешаны: рядом с поляроидами Стивена Шора и Хельмута Ньютона можно увидеть старейшие автохромы и дагеротипы, так же выстроена экспозиция в остальных залах.

«Мы будто говорим об одном и том же на разных языках», — отмечает Ольга. По ее словам, фотография появилась в виде снимков тех объектов, которые могли быть неподвижными, — отсюда снимки пустынных улиц: повозка проехала и осталась незамеченной. Первыми предметами съемки были дома и пейзажи. «Как только выдержка в десять секунд стала возможной, появился дагеротипический портрет — всем хотелось оставить о себе память, — продолжает куратор. — Мы начинаем выставку с портрета как с главного жанра и показываем, как он воплощался в других технологиях. То же самое продолжается и c другими мотивами, как в этом зале с «абстракцией», один из разделов посвящен совершенно концептуальной фотографии — поляроид как раз распространился в эпоху концептуализма — и научной дагеротипической, с микроскопическим изображением человеческой слюны в кружочке. Это было чудо, поэтому рядом мы показываем портрет спиритуалиста. Фотография каждый раз транслирует смысл, и от контекста зависит то, как мы ее понимаем. В XIX веке снимок дома был просто снимком дома, сегодня я как куратор ставлю к нему в пару другой снимок, и они говорят совершенно об ином мотиве, не о видовой или архитектурной фотографии, а о человеческой среде».

Антуан Клоде. Без названия, 1852–1858. Дагеротип, стереофотография, подкраска. Национальная библиотека Франции, Париж

Антуан Клоде. Без названия, 1852–1858. Дагеротип, стереофотография, подкраска. Национальная библиотека Франции, Париж

Выставка открывается инсталляцией, посвященной дагеротипу: приближенная к аутентичной зеркальная поверхность, приглушенный свет, черная рама на стене — так в Пушкинском показывают, что значило для людей того времени впервые увидеть свою «фотографическую копию», не зря дагеротип называли «зеркалом с памятью». Отдельным залом иллюстрируют принцип работы автохрома — единственного массового способа фотосъемки до середины 1930-х годов, — его представляют в виде зеркального коридора с пятнами зеленого, красного и синего цветов. Финальная инсталляция о поляроидах, распространившихся в 1970–1980-х, воссоздает радужный спектр, своего рода цветную галлюцинацию. «Эти три инсталляции позволяют зрителю ощутиться внутри технологии, — объясняет Ольга Аверьянова. — Они также дополнены звуковым сопровождением — щелчками поляроида или объявлениями на французском и английском, какие были у студий дагеротипистов».

Неизвестный автор. Без названия, 1842–1855. Дагеротип. Национальная библиотека Франции, Париж

Неизвестный автор. Без названия, 1842–1855. Дагеротип. Национальная библиотека Франции, Париж

Почти все авторы на выставке представлены одним-двумя снимками, как в случае со Стивеном Шором и Хельмутом Ньютоном, вместе с ними смотрите работы изобретателя фотографии француза Луи Жака Манде Дагера, одного из ключевых английских дагеротипистов Антуана Клоде, а также известного мастера светописи в Российской империи — Сергея Левицкого. Автохромы Французское фотографическое общество предоставило кому-либо впервые за 15 лет: все институции, которые пытаются их показать, чаще всего просто переснимают их на пленку. В Пушкинский музей привезли оригинальные стеклянные пластины, их поместили в специальные боксы с выключателями.

Луи Жак Манде Дагер. Без названия, 1840–1845. Дагеротип. Национальная библиотека Франции, Париж

Луи Жак Манде Дагер. Без названия, 1840–1845. Дагеротип. Национальная библиотека Франции, Париж

«Говоря о проекте «1/1», мы подчеркивали, что хотим подлинники — и долго переписывались с коллегами, убеждали, — рассказывает куратор. — Любой хранитель крайне бережно относится к своим вещам, особенно существующим в единственном экземпляре. Автохромов осталось действительно мало. И дагеротипов мало, но все-таки это пластина металлическая, ей мешают только погодные условия — влажность, в частности, главный враг. Стекло бьется, поэтому автохромы стараются не выдавать слишком часто и далеко». Но в Пушкинском музее все же показывают подлинники авторства Антонена Персонна, коллекционера работ импрессионистов и члена Французского фотографического общества.

Андре Ашет. «Зеленый чепец», 1907–1945. Автохром. Французское фотографическое общество, Париж

Андре Ашет. «Зеленый чепец», 1907–1945. Автохром. Французское фотографическое общество, Париж

Выбранные для выставки поляроидные снимки представляют целый спектр экспериментов с моментальной фотографией: кроме тех, кто использовал камеру в «стандартном» ключе, есть художники, растворявшие верхние слои — и создававшие из них складки, новые формы, — или авторы, упражнявшиеся в множественной экспозиции. Кроме поляроидов привычных размеров, есть несколько снимков 20 на 24 дюйма. По словам научного сотрудника Отдела искусства фотографии ГМИИ им. А. С. Пушкина Марины Давыдовой, таких камер в мире осталось семь. Работая с ними, фотографы доставали пластину собственноручно или могли оставить ее внутри, чтобы, сделав еще один кадр, получить интересные наслоения.

Эллен Кэри. Автопортрет, 1987. PolaColor 20x24. Коллекция Остлихт, Вена

Эллен Кэри. Автопортрет, 1987. PolaColor 20×24. Коллекция Остлихт, Вена

«Для Хельмута Ньютона, как он сам пишет в воспоминаниях, поляроиды были отличной шпаргалкой», — отмечает Ольга Аверьянова. Снимая на пленку, вы могли получить фотографии лишь часы спустя, а моментальные снимки давали возможность присмотреться к композиции прямо во время съемки, что-то выровнять. «Хельмут Ньютон сохранил все эти снимки, они впоследствии были изданы его женой в отдельной книге», — добавляет Марина Давыдова. Среди поляроидов в семи залах Пушкинского также можно увидеть работы американского пейзажиста Энсела Адамса, пионера итальянской цветной фотографии Луиджи Гирри и не только.

Все работы предоставлены Национальной библиотекой Франции и Французским фотографическим обществом в Париже, фотографической Коллекцией Остлихт в Вене и Государственным историческим музеем в Москве, посмотреть выставку «Дагеротип, автохром, поляроид. 1/1» можно до 26 января 2020 года.

Лайош Керестеш. Из серии «Свет, знак, язык», 1987. Polaroid SX-70. Коллекция Остлихт, Вена

Лайош Керестеш. Из серии «Свет, знак, язык», 1987. Polaroid SX-70. Коллекция Остлихт, Вена

Похожие статьи:

  • Chez Jeanne, Oursin и другие модные рестораны ПарижаChez Jeanne, Oursin и другие модные рестораны Парижа
  • Как ягодицы вновь стали важной частью модыКак ягодицы вновь стали важной частью моды
  • Ксения Тараканова о миссии гастрономического фестиваля Ikra в России и миреКсения Тараканова о миссии гастрономического фестиваля Ikra в России и мире
  • Модные покорительницы космоса в киноМодные покорительницы космоса в кино
  • Патрик Уркад о выставке «Восточный джаз / East West Jazz»» в Пушкинском музееПатрик Уркад о выставке «Восточный джаз / East West Jazz»» в Пушкинском музее
  • Погрузитесь в виртуальную реальность Balmain во время VFNO 2019Погрузитесь в виртуальную реальность Balmain во время VFNO 2019
  • Бьюти-трансформация: как изменились модницы с детстваБьюти-трансформация: как изменились модницы с детства
  • За что мы любим пышные рукава и как будем носить их в этом и следующем годуЗа что мы любим пышные рукава и как будем носить их в этом и следующем году
  • «Стройнящий» широкий ремень из 1980-х — незаменимый летний аксессуар«Стройнящий» широкий ремень из 1980-х — незаменимый летний аксессуар
  • Модные планы на выходные. 31 августа — 1 сентябряМодные планы на выходные. 31 августа — 1 сентября

Мы в социальных сетях:

Facebook Twitter Вконтакте